Специальная оценка условий труда как подготовительный этап для более серьезных преобразований в сфере охраны труда
Дополнено 20.06.2019
Об этом заявил первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Сергей Вельмяйкин, выступая на Конференции по вопросам оценки профессиональных рисков, которую совместно проводят Минтруд России и Роспотребнадзор.
По его словам, назрела необходимость смены методологического подхода в управлении охраной труда. «С развитием научной мысли на смену доктрине абсолютной безопасности пришла другая доктрина: появилось понимание того, что полностью устранить профессиональный риск невозможно. Мы не можем заявлять, что то или иное рабочее место является абсолютно безопасным. И, как мне представляется, мы должны двигаться в сторону управления профессиональными рисками в охране труда».
Как отметил Сергей Вельмяйкин, первым шагом в сторону преобразований в сфере охраны труда стал федеральный закон «О специальной оценке условий труда», который вступил в силу с января 2014 года.
«Мы договорились с социальными партнерами о том, что рассматриваем специальную оценку условий труда как первый этап, необходимый для того, чтобы понять фактическое состояние дел; чтобы у общества было четкое представление о том, какое количество рабочих мест в стране, сколько на них занято людей и, самое важное, в каких условиях эти люди трудятся», - подчеркнул замминистра.
Как рассказал Сергей Вельмяйкин, закон о спецоценке предусматривает постепенный переход от списочного принципа к принципу определения фактического воздействия вредных и опасных производственных факторов на конкретном рабочем месте, в том числе и для того, чтобы на основании специальной оценки выявить и определить уровень профессионального риска.
«Параллельно мы готовим предложения в законодательство по переходу от доктрины абсолютной безопасности к оценке приемлемого риска. Работая над этой темой, нам очень важно понять мнение науки в этом направлении», - поделился он, подчеркнув, что итогами работы конференции могли бы стать определение единых подходов к оценке и управлению профессиональными рисками, а также формирование предложений по внедрению их в законодательство.
Сергей Вельмяйкин проинформировал участников конференции, что по данным Роструда численность пострадавших со смертельным исходом по итогам 9 месяцев 2014 года составила 1205 человек.
«У нас идет устойчивое снижение числа погибших на производстве. С учетом динамики 2014 года мы ожидаем существенное снижение смертельного травматизма по итогам года. Весь прошлый год - 2757 человек, а по 9 месяцам этого года - 1205 человек», - отметил замминистра.
Он также сообщил, что самой травмоопасной отраслью остается строительство (в 2013 году погибло 646 человек). «Минтруд, осознавая, что у нас возникает опасная зона, перемещает фокус своего внимания, в том числе, и на стройку. Мы сейчас разрабатываем новые правила охраны труда в строительстве. В настоящее время идет их общественное обсуждение», - рассказал Сергей Вельмяйкин.
Источник: Минтруд РФ.
Актуальная ситуация в сфере охраны труда
Тенденция к снижению количества происшествий на производстве, о которой в 2014 году говорил чиновник Минтруда, действительно подтвердилась. Так, по итогам 2014 года численность работников, погибших в результате выполнения своих трудовых обязанностей, составила 1477 человек. В 2017 году она сократилась до рекордных за последнее время 1138 человек. Однако уже за 11 месяцев 108 года число погибших на работе составило 1186 человек. Таким образом, проблемы безопасности труда остаются весьма актуальными.
При этом тройка «лидеров» по этому показателю остается неизменной в течение многих лет. В нее входят такие отрасли как строительство, сельское хозяйство и обрабатывающие производства. В общей сложности на российских предприятиях за 11 месяцев 2018 года в происшествиях производственного характера пострадали почти 4,5 тысячи человек.
Применение риск-ориентированного подхода к контролю безопасности труда
В последние несколько лет в сфере охраны труда активно внедряется риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной работе. Общие принципы такого подхода прописаны в федеральном законе № 294-ФЗ. В сфере охраны труда они уточнены постановлением № 197. Согласно этому документу все предприятия разделяются на пять категорий риска. От уровня риска зависит частота проведения плановых проверок компаний:
- предприятия с высоким риском происшествий и травмирования подлежат проверке каждые 2 года;
- со значительным риском – каждые 3 года;
- со средним риском – каждые 5 лет;
- с умеренным риском – каждые 6 лет;
- компании с низким риском освобождаются от плановых проверок.
В настоящий момент система критериев, которые используются для определения категории, носит промежуточный характер. В соответствии с постановлением Правительства № 875 она включает:
- сведения о ранее проведенных проверках за последние 3 года;
- данные о травмах, полученных сотрудниками за 3 года;
- информацию о задолженности по зарплате.
Также при определении категории учитывается отрасль деятельности предприятия. Компании, где произошел смертельный случай на производстве, автоматически попадают в высокую категорию риска. В Роструде полагают, что такая система категорирования требует доработки. В нее планируют включить результаты спецоценки условий труда и другие дополнительные показатели.
952